1Chai-Kitai.ru Все о китайском чае

Гун Фу Ча или как стать чайным мастером

Дата: 10 Январь 2015 Рубрика: Про остальное Комментарии: Нет комментариев

1chai-kitai.ruВысшая ступень познания китайского чая, одновременно и проявление высшей степени любви и приверженности к нему – участвовать в чайной церемонии не в качестве одного из рядовых её участников, а провести её самому, в качестве полноправного чайного мастера. А чтобы стать таковым, потребуется освоить, во всех тонкостях, искусство Гун Фу Ча. С китайского это переводится, как «чайное мастерство», а постигший его, соответственно, и является настоящим чайным мастером.

Сейчас на чайного мастера учат, и учеба эта умеренно сложна, записаться на курс и за определенную сумму получить диплом мастера не получится, при всем желании. Но можно обойтись и без диплома – в чайной церемонии куда как важнее внутренний настрой чайного мастера, а не его заверенные печатью бумаги. Тем более, что изначально проводили Гун Фу Ча вовсе не чайные мастера: в VIII веке он распространился в среде китайской интеллигенции, и готовили чай и следили за тем, чтобы у участников церемонии были должные настрой и ощущение, чиновники, писатели, поэты, прославленные ремесленники, которые на время перевоплощались в жрецов чайного священнодействия. Ну а конкретный ритуал, по легенде, создал (или донес до нас, из глубины веков) Лу Ю, писатель и национальный герой, трудом которого, Ча Цзин, чайные мастера руководствуются до сих пор. К слову, с 2007-го с Ча Цзин можно ознакомиться и на русском, в переводе Бурба Армандаса.

Первое, с чем стоит определиться, еще до посуды, атмосферы и опциональных, но вовсе не обязательных благовоний и музыки, – это хорошее качество чая. Впрочем, плохой чай неприятно пить, как таковой, что уж говорить о Гун Фу Ча.

Следом, нужно определиться с посудой для церемонии, поскольку стандартного набора из пиал и гайваня здесь будет явственно недостаточно. Дополнительно потребуется обзавестись Ча цзюй, Ча Хэ, Чахай, Чабань, чайной парой и (желательно, но не необходимо) чайником из иссинской глины. Весь этот набор чайных инструментов, разумеется, овеянных легендами и мифами, имеет сугубо прагматическое значение и очень сильно упрощает мастеру его задачу.

Начать описание стоит с самого увесистого инструмента чайного мастера – с чайной доски, Чабань. Это полая доска (с двойным дном), препятствующая пролитию чая или воды на не предназначенные для этого поверхности. Вся посуда для церемонии располагается на чабань. Помимо утилитарной, у чабань есть и малая эстетическая функция, ведь в чабань (или на чабань) сливается первая смывка, сливается на неё и остатки очередной заварки, и до того, как настой полностью остынет, участники церемонии могут наслаждаться пусть и не сильным, но сложным и насыщенным ароматом чая.

Чахэ – чайная коробочка (также и переводится с китайского, «чайная коробочка»), красивая и нарядная, куда закладываются чайные листья, или пласты прессованного чая, перед завариванием. Пожалуй, один из двух элементов чайного набора, имеющих сугубо эстетическое предназначение. Непосредственно перед завариванием, Чахэ передают по кругу, чтобы каждый участник смог ознакомиться с чаем, его видом и ароматом, пока еще в сухом виде.

Ча цзюй – это набор малых принадлежностей, облегчающих мастеру проведение церемонии. Ча цзюй это Ча чи (лопатка забавной формы, с помощью которой очень удобно пересыпать чай из чахэ), Цзя цзы (увесистые щипцы, которыми мастер перемещает по Чабань пиалы), Ча Цзань (используя эту иглу, мастер прочищает носик чайника, если последний засорился), Ча сяньло (поэтично поименованная воронка, вставляемая в горлышко чайника, для засыпание чая), Ча мао би (несмотря на имеющееся созвучие с именем Великого кормчего, всего лишь кисточка для повседневного ухода за чайником и гайванью; не путать с кисточкой Тясэн, применяемой для взбивания японского порошкового чая), Ча цан (ёмкость, куда предписывается перекладывать использованный, спитой чай), Ча бу (красиво отделанное и искусно сплетенное полотенце) и безымянное, но от того не менее необходимое сито.

Чахай – сосуд, по объему равный или чуть превосходящий гайвань. С китайского Чахай переводится, как «море чая». Чахай на Тайване (то ли в пику коммунистическим континентальным собратьям, то ли в силу любви к звучным именам) также красиво и звучно именуют сосудом или чашей справедливости, Гундаобэй, отсылая к функции, им выполняемой. В Чахай заваренный чай переливают из гайваня, и уже из Чахай им наполняют пиалы гостей. Столь необычная посуда обязана своим появлением особенностям китайского чая. Большинство его сортов требует строго определенного времени заваривания, и если участников церемонии больше двух, то первый и последний получат разный по вкусу чай, первому – именно такой, каким и должен быть напиток, второму – крепчайший настой, в котором горечь теина и пектина забьёт все возможные оттенки вкуса. Не стоит забывать также и о том, что многие чайные сорта из Китая следует заваривать не по одному разу, а при разливании из гайвани чай продолжит настаиваться. В итоге, хороший пуэр вместо восьми-десяти заварок, заварить удастся от силы три-четыре раза (и последнему, в кругу, участнику церемонии всё также достанется крепчайший чифирь, а не изысканный и прекрасный в своих оттенках аромата чай).

Наконец, чайная пара – это непременная пиала, пиньминбэй, и предназначенный для сугубо эстетических целей высокий и узкий стаканчик вэньсянбэй. Из последнего вдыхают аромат чая, других задач у него нет. Иногда чайную пару дополняет бэй дэ, подставка для пиалы и стаканчика.

Обзаведясь полным набором чайной посуды, следует приступать к самому таинству Гун Фу Ча. Здесь надо выполнить следующую последовательность действий.

Нагревается вода для чая. Китайский чай, за редким исключением, не требует крутого кипятка, и чайник можно снимать с огня при появлении первых пузырьков воздуха (кипящая с паром вода пригодится если только для Шу пуэров). Чтобы вода не остывала, её стоит перелить в термос. Последний сильно облегчает работу чайного мастера, среди родных осинок – в Китае мёртвую воду, то есть заваренную более одного раза, нельзя использовать при проведении Гун Фу Ча.

Расставляется посуда для церемонии. Если есть желание, то добавляются благовония и музыка. Считается, что последняя должна быть медитативной, но изначально церемония Гун Фу Ча проводилась и вовсе без музыки, так что выбор зависит исключительно от мастера и участников.

Подготавливается чай – в Чахэ, с помощью Ча чи, закладываются чайные листья. Гости знакомятся с ароматом сухого чая, передавая чайную коробочку друг другу. Для того, чтобы аромат лучше и полнее накрылся, Чахэ подносят вплотную к носу, согревая дыханием чайные листья и осторожно встряхивая коробочку.

Из Чахэ чай отправляется в чайник, при этом вставленная в горлышко воронка Ча сяньло облегчит и ускорит процесс.

Чай промывается, второй завар, из гайвани или чайника иссинской глины, переливается в чахай, процеживаясь через сито. Из сосуда справедливости чай уже разливается по пиалам. Эту заварку также не пьют, вместо этого мастер, взяв щипцы, каждой пиалой окропляет чабань.

А вот уже третьим, настояв его, сколько требуется, в чайнике или гайвани, и перелив в чахай, можно угощать гостей. Тут нужна уже вся чайная пара – сперва чай заливается в вэньсянбэй, накрываемый пиньминбэй. Далее, конструкция переворачивается, а гость, отделив высокий стаканчик от пиалы, из первого наслаждается насыщенным ароматов, а из второго вкушает сам чай. При этом очень важно помнит об одном моменте: мастер переворачивает чайную пару только в первый раз, все последующие заварки гость осуществляет эту процедуру самостоятельно.

Процесс наслаждения напитком продолжается столь долго, сколько это желается мастеру и участникам. Отдавшие своё чайные листья периодически перекладываются в Ча цан.

Гун Фу Ча или как стать чайным мастером обновлено: Январь 10, 2015 автором: 1chai-kitai.ru

 

Навигация

Следующая статья:

Оставить свой комментарий

Реклама
Наверх
Яндекс.Метрика