1Chai-Kitai.ru Все о китайском чае

Лунцзин

Дата: 26 Январь 2015 Рубрика: Про чай Комментарии: Нет комментариев

1chai-kitai.ruЛунцзин (также часто встречается употребление Лун Цзин), «Колодец дракона», это, одновременно, и самый популярный и востребованный, и самый дорогостоящий и элитный зелёный чай в Китае. Одни его сорта каждый день распивают в Поднебесной все, от мала до велика, другие даже не встретишь в открытой продаже, поскольку их урожай заранее раскупается, по баснословным ценам. В чем заключается подобная дуалистичная природа Лунцзина?

Как и в большинстве случаев, с китайским чаем, это объясняется переходом от малого и закрытого китайского рынка к открытому глобальному, который властно потребовал в разы больше продукции, чем могло дать традиционное производство. Но обо всём по порядку.

Подобно любому уважающему себя китайскому чаю, Лунцзин имеет долгую историю, под завязку забитую легендами и преданиями (Шу пэур, такой истории не имеющий, брендовое самоуважение обрёл благодаря колоссальному спросу). Причем для Лунцзина вряд ли удастся найти исконную легенду, первооснову о происхождении названия: мы точно знаем, что этот чай упоминается в «Чайном каноне» Лу Юя, и на этом все достоверные сведения о Колодце дракона заканчиваются. Зато от улыбчивых экскурсоводов в Чжэцзян и из красочных иллюстрированных энциклопедий о чае можно узнать самые экзотические толкования названия. Так, согласно одной легенде, чайные листья Лунцзина в кипящей воде точь-в-точь повторяют движения священного дракона. А из другой можно узнать, что в горах Ханчжоу обитала некая бессмертная сущность, не просто державшая при себе дракона, но еще и вырывшая для своей экзотической ручной зверушки колодец. По каким-то причинам бессмертному пришлось покинуть горный край, но перед своим отлетом он не только показал простым людям, где находится колодец, но и указал на целебные свойства воды из него и на то, что если рядом посадить чай, то он будет на редкость вкусным и полезным.

Третья и четвертая легенды (последних, разумеется, в разы больше, но эти четыре самые популярные) более утилитарны. Согласно одной из них, в Чжэцзян, во времена династии Мин, приключилась засуха, и в ходе масштабного рытья колодцев, для полива погибающей растительности, в одном из них был найден камень в форме дракона, или головы дракона. Колодец оказался чуть ли неисчерпаемым, да и засуха вскоре прекратилась, а благодарные крестьяне дали чаю столь запоминающееся название. Наконец, четвертая легенда сугубо прагматична – в Чжэцзян есть поселок Лунзцин, в поселке был колодец с очень вкусной и целебной водой, насыщенной минералами. Крестьяне, не будь дураками, насажали окрест колодца чайных кустов, листья которых, при заваривании, давали вкусный и полезный чай. Причем здесь дракон? Близ поселка часто идут слепые дожди, и солнечные блики в колодце ложатся столь своеобразно, что, приглядевшись, можно увидеть священный танец не менее священного дракона (или что-то наподобие).

Если переходить от легенд к письменной действительности, то первые упоминания о чае, как и было сказано, есть еще в Ча Цзин, «Чайном каноне» восьмого века нашей христианской эры. Целенаправленно чай высаживали возле двух храмов близ города Ханчжоу (столица провинции Чжэцзян). Неподалеку от города располагается озеро Си Ху, и первое название чая – это Лунцзин Си Ху. Ко временам династии Цин, что завершила своё существование в 1912 году, вторая приставка чая отпала, а сам он стал популярен во всей Поднебесной. Полюбился он и императорскому двору, особенно императору Канси Айсиньгёро Сюанье, да настолько, что Лунцзин обзавелся титулом и статусом императорского, Гунча. Чтобы новоявленный бренд взлетел в цене, а чернь знала своё место, внук Сюанье, Канси Айсиньгёро Хунли отправился к склону Шифэншань, что в Чжэцзян, и лично отобрал 18 наилучших кустов, листья с которых должны были идти для императорского двора.

Отсюда и ситуация с ценами – имперские кусты со склонов Ханчжоу, близ озера Си Ху, и пересаженные от молодых побегов и любовно пестуемые на Западном острове, с самыми нежными и изысканными ценами, поставляют чай для сильных мира сего, а простые смертные довольствуются Лунцзином из других провинций. Разница в стоимости разных сортов Колодца дракона различается на порядок.

Всего же, в настоящее время, Лунцзин выращивают в 18 местах, признанных правительством Китая подходящими, для сохранения вкуса и аромата чая.

Собирают Лунцзин несколько раз в год, лучшим признается урожай в канун Цинмин, праздника чистого света (15-й день весеннего равноденствия, что выпадает на начало апреля, обычно, на 5-е число). Почти весь этот сбор, именуемый Минцянь, считается императорским, даже и не с озера Си Ху или Западного острова, и цена на него стабильно зашкаливает, последние два десятилетия.

Но неплохими и достойными вдумчивого распития считают и сбор перед началом сезона дождей. Такие сборы, в зависимости от места произрастания, называют или Юцянь, или, всё также, Минцянь.

И конечно Лунцзин не был бы китайским чаем, если бы не имел своей, сугубо специфической и многоэтапной технологии приготовления.

Собранное сырьё, нежные листья и почки небольшого размера, раскладывают на бамбуковых подносах или циновках в тёмном прохладном помещении, тонким слоем, в 3-5, не более, сантиметров, и оставляют выдерживаться на сутки. Холодный воздух и отсутствие прямых солнечных лучей предопределяют минимальную ферментацию, в листьях.

Спустя сутки отлежавшиеся листья засыпают в большие железные котлы, вмурованные в кирпичные печи. Котлы предварительно разогревают до 100 градусов по Цельсию, и все время приготовление идет при чуть остывающих стенках. Чайные мастера, всё время обжарки, а это, в среднем, 12-15 минут, ворошат сырьё руками, не давая скопиться влаге между листья. Определяется степень готовности листьев весьма своеобразно, по прекращению треска: в начале обжарки постоянно раздается слабый треск. Одновременно с пропаданием треска меняют свой цвет и чайные почки, с зелёного на бурый. Здесь мастера, не прекращая ворошить листья, начинают ударами ладоней поднимать почки до краев котла. Процедура повторяется несколько раз, при этом поднятым почкам каждый раз дают опуститься на дно котла, вплоть до того момента, когда они превратятся в тонкие пластинки.

На этом первая обжарка заканчивается, листья изымаются из котлов и оперативно раскладывают по мелкоячеистым бамбуковым сеткам тонкими слоями, на полчаса, или чуть дольше (но никогда не задерживают до часа, максимум 45 минут). За это время из обжаренных бурых листьев удаляют желтые и зеленые, не поддающиеся прожарке.

По окончанию указанного срока, листья опять закладывают в котлы, разогреваемые до 65 градусов по Цельсию, с дальнейшим повышением температуры до 90 градусов. Здесь чай, ворошащийся не в пример медленнее первой прожарки, выдерживается 30 минут. По хрупкости, цвету и аромату (определяемых исключительно опытным путём, чуть ли не буквально «на глазок» и «на вкус», исходя из опыта чайных мастеров) определяется, готов ли чай.

На этом Лунцзин считается готовым, и его можно выставлять на продажу, предварительно одев в обертку покрасивее.

Если всё приготовлено, как надо, то на выходе получается чудесный, по аромату и по вкусу чай.

Лунцзин обновлено: Январь 26, 2015 автором: 1chai-kitai.ru

 

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Оставить свой комментарий

Реклама
Наверх
Яндекс.Метрика